«…ВЕДЬ ПАЛЛАСОВКУ И ПРАВДА МОЖНО БЫЛО ПРЕВРАТИТЬ В «ЖЕМЧУЖИНУ» ЗАВОЛЖЬЯ»
Недавно Палласовский район торжественно отпраздновал своё 95-летие. Шумно, весело. Пользуясь случаем, вспомнили основные вехи, отметили современные достижения. История нашего края богата на события, преобразовавшие его облик. С годами менялся внешний вид городских и сельских улиц, организовывались новые предприятия, росла промышленность, крепло сельское хозяйство. Наши современники, участвовавшие в преобразованиях, не без гордости вспоминают о своей причастности к ним, о своём вкладе в развитие и укрепление района.
Один из таких людей – Николай Николаевич Слепуха. Вся его трудовая деятельность, так или иначе, связана со строительной отраслью, развитием района. Многое, что мы сегодня имеем, появилось и с его участием. Начав трудовую деятельность учеником каменщика в ПМК-27 в 1973 году, он прошёл все этапы карьерного роста, завершив его в должности главы муниципального района. Николай Николаевич вспоминает город своей юности, когда Палласовка заканчивалась улицей Урицкого, за которой начинались пустыри, и события, с ней связанные.
В 1973 году, когда он только начинал делать первые шаги в строительной отрасли, активно возводилось жильё по улице Мира. К сентябрю того года ввели в строй школу № 11. Чтобы сдать её в срок,«на прорыв» бросили всех, кто работал в ПМК. Объёмы были большие, людей не хватало, хотя одних только штукатуров-маляров работало человек тридцать.
Ещё до строительства школы в Палласовке заработало построенное этим же ПМК профессиональное училище, в котором как раз и готовили рабочих строительных специальностей: механизаторов, экскаваторщиков, крановщиков, сварщиков, каменщиков, плотников, штукатуров-маляров. Ребята, проходившие производственную практику в ПМК, участвовали в строительстве многих объектов нашего города и района. «Всё работало в единой системе, был, можно сказать, научно-производственный строительный комплекс», – не без гордости, и, в то же время с сожалением об утраченном, вспоминает Николай Николаевич.
Поступив в Саратовский политехнический институт, он твёрдо решил связать свою судьбу со строительством дорог. Успешно завершив обучение, вернулся на родину и «прямиком» в ДРСУ, которым руководил в ту пору Сергей Павлович Денисов. Получил назначение сначала на должность старшего инженера лаборатории, через три месяца – мастера асфальто-бетонного завода, а спустя ещё полгода – старшего мастера по строительству и обустройству дорог… «Мы тогда на Гмелинку трассу строили –разбивали участок за участком и вводили их в эксплуатацию», – рассказывает Николай Слепуха.
В начале 80-х годов при тресте «Заволжскводстрой» был создан дорожный участок. Управляющим трестом тогда работал Александр Фёдорович Попов. Именно он пригласил молодого, но уже хорошо зарекомендовавшего себя специалиста на должность начальника участка. Работать здесь, по признанию Николая Николаевича, было тяжело, но, вместе с тем, и интересно.
В 1982 году, председателем райисполкома тогда работал Владимир Иванович Сидоренко, было принято решение о благоустройстве посёлка Новостройка. Вопрос пришлось согласовывать аж в облисполкоме. Новостройка стала первым населённым пунктом в районе, в котором была построена дорога с асфальтобетонным покрытием. Она пролегла от дороги на компрессорную станцию к центру посёлка, где расположены клуб, магазин, контора совхоза им. Калинина.
В самой Палласовке организация вела работы по асфальтированию посёлка Восточного (улиц Мира, Урицкого, Ушакова, Нахимова, Кутузова), объездной дороги, которая «направляла» автотранспорт, минуя центр города,на улицу Юбилейную, «выводили» тротуарные дорожки по прилегающим улицам.«Тогда в Палласовке существовал 1900-й отдельный строительный батальон (ОСТБ) – солдаты, офицеры батальона активно помогали нам в прокладке этих тротуаров», – поясняет Николай Николаевич.
В 1983 году тресту было поручено строительство дороги Эльтон-Палласовка: ДРСУ, со стороны Палласовки и «Заволжскводстрой», со стороны Эльтона, начали движение навстречу друг другу. На разъезде Ингеловский был смонтирован новый асфальто-бетонный завод, установлены битумные котлы, обустроена необходимая инфраструктура, начата разработка горы Улаган, где геологи когда-то обнаружили залежи так называемого мергеля (в народе говорят «бут») и песчано-гравийно-галечниковой смеси.
В 1984 году Николаю Николаевичу была предложена должность главного инженера в ПМК-27 – в организации, где начиналась его трудовая деятельность, а через год – начальника предприятия. Он вспоминает, что в эти годы ПМК строила банно-прачечный комбинат, жилые дома, пристроили дополнительные помещения на восемь классных комнат к 11-й школе, построили ретранслятор, промзону с железнодорожными тупиками, торговый центр, детский сад «Тополёк» на 160 мест и другие объекты; новую поликлинику заложили… Но тут началась перестройка.
В 1992 году капитальные вложения в строительство прекратились, и оно было заморожено. «В эти годы началось разрушение строительного комплекса Палласовского района, да что района, по всей стране такое началось, – сожалеет Николай Николаевич. – Обидно было наблюдать упадок, развал всего и вся. Начали закрываться ПМК, а их у нас было порядка восьми. Сначала 29-я, потом 33-я, 52-я, 53-я, 18-я… Наша 27-я закрылась последней».
Возобновить строительство удалось только в 2003 году. Поликлиника, рассчитанная на 600 посещений в день, попала в целевую федеральную программу «Юг России». В это время Н.Н. Слепуха уже работал начальником только что образованного в администрации Палласовского района жилком-отдела, куда пригласил его в 1994 году глава района Юрий Михайлович Качурин.
В районной администрации Николай Николаевич отработал 20 лет. Был заместителем главы района, первым заместителем, а затем и главой района. С уважением он отзывается о специалистах, с которыми довелось работать: заместителе главы района по экономике Татьяне Александровне Наконечной, сменившей её на этом посту Людмиле Юрьевне Гонтаренко, а ещё позже Наталье НиколаевнеДорошиной, о занявшем пост заместителя главы района по строительству и ЖКХ Николае Николаевиче Романове, Александре Николаевиче Игнатченко, который, несмотря на молодость, сразу заявил о себе как о грамотном, перспективном специалисте, о руководителе Контрольно-счётной палаты, в то время, Светлане Сергеевне Гамидовой… «Очень много было тех, кто составлял хорошую надёжную команду», – заключает Н.Н. Слепуха.
Вспоминает Николай Николаевич, как в середине 80-х годов строился Палласовский ретранслятор: «Это сейчас вышки под сетевую связь строят, как семечки щёлкают, а тогда нет. Единственной организацией, которая занималась строительством телеретрансляторов и коммуникационных вышек в Советском Союзе, была «Харьковсвязьстрой». Специфика возведения таких объектов очень сложная… Вышка высотой 82 метра опирается всего лишь на шар с основанием в десять сантиметров. Она, по сути, висит в воздухе на тросах. Монтажники установили первую секцию вышки, укрепили на неё специальный кран, который начал надстраивать остальные. Наблюдая со стороны, казалось, что вышка строит сама себя.
Субподрядные работы по возведению телеретранслятора выполняла ПМК-27. Сколько бы лет ни прошло, а людей, с которыми довелось работать в этом ПМК Николаю Слепуха, он всегда вспоминает с особой теплотой и благодарностью: «Кто бы, что бы ни говорил, а люди, которые в то время трудились – слесари, каменщики, механизаторы – были главными действующими лицами во всём, что тогда делалось. Их трудом строился город: жильё (мы в то время порядка 120 квартир в год вводили в эксплуатацию), промышленные объекты, дороги… Среди многих запомнившихся могу назвать главного инженера Михаила Михайловича Тушина, инженера-лаборанта Нину Фёдоровну Селивёрстову. Были прекрасные прорабы – орденоносец Роза Тагировна Каленникова, Олег Владимирович Гришин; начальник ПТО Виктор Гаврилович Бобров; большую пользу своим трудом приносили бригадиры штукатуров-маляров – Галина Михайловна Шишацкая, Екатерина АлександровнаГаак, каменщиков – Виктор Александрович Войт, плотников – Василий Павлович Кузьменко, Михаил Николаевич Беличенко, столяров подсобного производства – Юрий Константинович Вшивцев…
Строительная отрасль в районе была поставлена на серьёзный уровень, с прицелом на будущее, на перспективу. За прошедшие годы сделано было многое, даже в период, казалось бы, тотального безденежья. Несмотря ни на что, одним из немногих в Волгоградской области, палласовцам удалось сохранить сферу дорожного строительства. Особенно отрадно – резко увеличить уровень газификации: не только построить газопроводы, газоотводы в Вишнёвку, но и «привести» газ в Эльтон, Куликов, Кумыску, а позже газ пришёл в Золотари и Прудентов. В Палласовском, в отличие от других районов области, были газифицированы все центральные усадьбы.